XIV Всероссийская научно-практическая конференция

Моринтех-практик 2013

Информационные технологии в судостроении

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ

5 июля 2013 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь» состоялась XIV Международная научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении – 2013».
      Участников конференции приветствовал генеральный директор ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Александр Владимирович Ушаков.

Он рассказал о напряженной производственной программе завода, о том, что в 2014 году завод должен сдать три крупных заказа для ВМФ, и что такая производственная программа требует современного подхода к работе с проектантами и поставщиками комплектующих изделий в организации технологической подготовки производства на основе применения современных IT-технологий. А.В. Ушаков пожелал участникам конференции плодотворного решения задач по организации современных процессов проектирования и производства и выразил уверенность в том, что конференция станет заметным событием в отрасли.
     В пленарной части выступил  вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Игорь Григорьевич Захаров,
который дал развернутую характеристику современного состояния ОСК и тех задач, которые были поставлены в рамках майского совещания у Президента РФ о состоянии и перспективах развития ОСК. Был затронут вопрос о разработке стратегии корпорации до 2030 года с учетом решения задачи формирования современной структуры управления на основе единой системы управления жизненным циклом продукции для проектируемых и вновь производимых образцов. Также И.Г. Захаров остановился на тех задачах, которые стоят сегодня перед конструкторскими бюро – роли главного конструктора и применении современных информационных технологий на всех стадиях создания сложной морской техники. В целом эта задача должна быть отражена в новых условиях долгосрочных контрактов и увязана с новой государственной программой вооружения и государственной программой «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», что позволит обеспечить развернутую систему поддержки и сопровождения современной конкурентоспособной продукции гражданского и военного судостроения. Кроме того, И.Г. Захаров отметил, что важнейшей задачей при разработке кораблестроительной части программы должно стать определение облика перспективных судов, предложения по которым готовят проектно-конструкторские бюро. Эти корабли будут принципиально отличаться от существующих проектов более высоким уровнем информационного обеспечения, размещением на борту высокоточного оружия, большей степенью автоматизации и меньшей численностью экипажей. Широкое применение найдут также роботизированные средства и модульные подходы к проектированию.
     Также в пленарной части прозвучало выступление регионального директора в СЗФО компании Dell Д.Р. Нугманова, который охарактеризовал предлагаемые Dell современные решения, способные решать самые сложные задачи от разработки
до эффективного использования специализированных информационных систем любого, военного или гражданского, назначения.
     Традиционно программа конференции была представлена на двух секциях – «Системы автоматизированного проектирования» и «Корпоративные информационные системы». В целом прозвучало около трех десятков докладов по тематикам секций.
     На секции «Корпоративные информационные системы» повышенным вниманием аудитория отметила доклад  директора ООО «К4» К.А. Сухачева, посвященный анализу технологий визуального планирования для предприятий ПГС, машиностроения и судостроения в частности.  Актуальность этих технологий не вызывает сомнений. Давно замечен разрыв между возможностями информационных систем управления проектами по календарному и ресурсному  планированию и необъективностью первичных данных, циркулирующих в этих системах. К тому же, для сложных объектов (изделий), создаваемых десятками месяцев, требуется наглядное представление их текущего состояния с применением CAD – моделей. Такие модели, кроме того, позволят правильно интерпретировать подробные диаграммы Ганта.
     Представленные технологии используют трехмерные модели объектов (изделий) и  визуально представляют последовательность работ во времени с учетом  особенностей  изготовления и монтажа  этих объектов (изделий).
     Опыт компании «К4» по визуальному планированию в ПГС К.А.  Сухачев предложил применить в судостроении.
     Генеральный директор ООО «Глосис Сервис» Н.А. Пиликов посвятил свое выступление практической реализации опыта разработки электронных моделей объектов стандартизации современными средствами на уровне информационной системы, используя формат системных моделей объектов технического регулирования.
     Участники конференции с интересом заслушали  доклад  руководителя Управления корпоративных проектов корпорации «Галактика» Д.В. Лямшева «Развитие системы организационного управления освоением и производством изделий для сложных дискретных производств».
    
   Д. В.  Лямшев  представил результаты анализа проблематики управления производственными процессами, обозначил общие методологические причины неэффективности управления на отечественных промышленных предприятиях.  Особое внимание в докладе  было уделено методам решения названных проблем.
     В частности,  интересно  предложение об  изменении подхода к управлению от попериодного (доставшегося в наследие от плановой среды для серийного и массового производства) к управлению по инцидентам (событиям).  Предложенный  подход обеспечивает «цифровую цепочку» управления поставками внутри предприятия.
      Кроме того,  для отечественных предприятий актуально изменение общего подхода к мотивации подразделений - от поощрения за максимальный объем к поощрению за скорейшее решение первоочередных задач, что в совокупности с применением информационных систем (например, системы «Галактика AMM») позволяет построить производственную среду для главной цели - выполнения заказов в срок, а не повышения эффективности отдельных  работ.
     Следующий тезис из доклада, несомненно, стоит взять на вооружение.  При внедрении средств автоматизации необходимо, прежде всего, решать  ключевые задачи: синхронное управление проектами и производственными работами, управление вариантами планов, управление изменениями.   Д. В. Лямшев продемонстрировал такой подход на примерах, реализованных  в системе «Галактика AMM».
     Доклад Л.И. Ковтуна, представляющего ФГУП «Крыловский государственный научный центр», вызвал дискуссию.
     Докладчик говорил о необходимости создания научно-методической базы для  задач управления жизненным циклом кораблей и судов. Основной тезис – управленцу нужны новые инструменты для интеллектуальной поддержки принятия решений. Были названы математические и методические средства, которые докладчик готов положить в основу этих новых инструментов.
     Сейчас для поддержки управленцев используются программные инструменты, созданные по детерминированной сетевой модели, основанной, в свою очередь, на математической теории направленных графов. Л. И. Ковтун предложил использовать идеи нейроподобных сетей, математическую теорию нечетких множеств и иерархически организованные многослойные графы. И обосновал свои предложения.
     Предложения докладчика в аудитории были восприняты без вопросов. Оживленная дискуссия развернулась, когда затронули тему создания новых информационных систем для решения задач управления жизненным циклом кораблей и судов. В частности, прозвучал вопрос: «Готовы ли ученые «Крыловского научного центра» довести свои идеи до практической реализации в промышленности?»
     Традиционно в практической плоскости реализации решений были доклады от ОАО «ПО СевМаш» и ОАО «СПМБМ «Малахит», посвященные практическому применению IT в области конструкторско-тех
нологической подготовки производства, и ОАО ЦС «Звездочка» об автоматизированных системах управления.
     На секции «Системы автоматизированного проектирования» о практике работы одновременно по нескольким проектам с использованием распределенного  проектирования между несколькими участниками процесса проектирования в различных специализациях на базе 3D-модели, созданной в системе «AVEVA Marine» в версии 12.0, рассказал главный конструктор САПР ОАО КБ «Вымпел» Д.А. Баханский.
     О внедрении систе
мы TRIBON на ОАО ЦС «Звездочка» и о взаимоотношениях с ОАО КБ «Алмаз» как проектной организацией на проектах 20181 и 20183, о достижениях и задачах, которые ставит применение новых технологий, рассказал заместитель главного конструктора по САПР ОАО ЦС «Звездочка» А.О. Пластинин.
     Опыт использования современных программных решений CAD и CAE систем на примере работы по проекту 22280 (научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников») был изложен специалистами Инженерного Центра ОАО «Адмиралтейские верфи».
     Специалисты ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», Intergraph PP & Russia GmbH и ООО «Бюро ЕСГ» на примере части проектной модели МЛСП «Приразломная» (модель помещения пожарных насосов) продемонстрировали создание мобильной интегрированной виртуальной модели в рамках предконтрактных работ на базе продуктов Smart Marine Enterprise.
          Конференция завершила работу проведением круглого стола на тему: «Организационно-технологические аспекты электронного взаимодействия предпр
иятий судостроения в рамках организации работ электронного документооборота проектно-конструкторской документации между предприятиями-смежниками. Опыт практической реализации в проектах». Ведущий круглого стола главный технолог ОАО «Адмиралтейские верфи» В.А. Рогозин раскрыл тему сотрудничества на базе управления в цифровом виде проектной документацией с большим числом участников проекта и международной составляющей, рассказал о технических и организационных моментах, которые возникают в рамках обмена данными в электронной среде, и о готовности организации современного судостроительного комплекса к глобальному использованию цифровой информации в проектной работе. Актуальность темы была подтверждена бурной дискуссией, развернувшейся во время проведения круглого стола. В дискуссии приняли участие представители проектно-конструкторских бюро, конструкторско-технологических подразделений заводов-изготовителей, разработчики современных информационных систем для судостроения.
     В работе конференции приняли участие около 300 специалистов.

 

Контакты организационного комитета:

 

Тел./ Факс: + 7 (812) 355-1184

 

Тел.: +7 (812) 935-3248

 

E-mail: practic@marinconf.ru; info@marinconf.ru,