XVI Всероссийская научно-практическая конференция

Моринтех-практик 2015

Информационные технологии в судостроении

Итоги конференции

1 июля 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась XVII Всероссийская научно-практическая конференция  Моринтех-практик «Информационные технологии в судостроении-2015»

Организаторами конференции выступили ОАО Судостроительный завод «Северная Верфь» и Информационный центр «Маринконф»

 От имени организаторов участников конференции приветствовал главный инженер ОАО  Судостроительный завод «Северная верфь» Юрий Николаевич Таратонов.

Пленарную часть  конференции открыл доклад Леонида Викторовича Кузнецова, директора департамента проектного управления АО «ОСК». В докладе была подчеркнута важность  проектного подхода в проектировании и производстве, который охватывал бы  полный жизненный цикл проектируемых изделий, особенно,  учитывая вновь возникшие перед предприятиями судостроительной отрасли трудностями (санкциями, необходимостью импортозамещения, вызванной ограничениями в комплектующих и систем IT и т.п.) 

Проектное управление предполагает внедрение в практику ОСК четкой методологии с использованием контрольных точек проекта. На ранних стадиях проекта необходимо предусмотреть возможность полной остановки проекта, и выхода из него без значительных потерь.

В судостроительной практике все еще широко используется методика проектирования снизу-вверх – от частных детальных проектов к общим архитектурным описаниям; это недопустимо: классическое проектирование предполагает движение сверху-вниз.

Для работы различных подразделений и предприятий проекта необходима общая система PDM или, по крайней мере, нужно предусмотреть возможность легкого обмена данными между всеми взаимодействующими участниками проекта.

Доклад Александра Сергеевича Соловьева, генерального директора ОАО «Выборгский судостроительный завод» продемонстрировал, что практические проблемы судостроительного предприятия напрямую зависят от параметров крупноблочной сборки на верфи: чем крупнее собираемые блоки, тем быстрее происходит сборка и тем эффективнее используются оборудование и специалисты верфи.

В докладе рассмотрен опыт использования информационных технологий в проектировании и управлении производством.

На Выборгском заводе применяется система управления ресурсами предприятия GLOBAL.

Доклад Дмитрия Александровича Баханского, главного конструктора САПР ОАО КБ «Вымпел» также был посвящен практическому опыту судостроительного КБ, которому недавно исполнилось 85 лет. КБ насчитывает около 400 сотрудников и имеет возможность работать в трех системах - Aveva Marin, Nupas Casdmatic и Tribon.

Наличие трех систем одновременно, по мнению Дмитрия Александровича обеспечивает КБ Вымпел необходимую гибкость по отношению к внешним заказчикам. Это и «запас прочности» в условиях санкций.

3D модель любого проекта с той или иной степенью деталировки создается в КБ всегда и позволяет, будучи развернутой на заводе, не только уменьшить количество вопросов, связанных  с взаимным расположением объектов и трассировкой, но и практически в автоматическом режиме со значительно меньшими затратами получать плазово-технологическую документацию и эскизы труб.

Особое внимание – подготовка кадров для работы в КБ. Сегодня КБ имеет надежную базу конкурентоспособных современных технических и программных средств и технологий, большой опыт работы в организации процесса подготовки кадров.

Пленарную часть конференции завершило выступление Александра Станиславовича Петрова, коммерческого директора ООО «АСКОН-Интеграция» на тему «Импортозамещение ПО в предприятиях ОПК». Было отмечено, что до 80% ПО в отрасли – западное. Поэтому для минимизации рисков, связанных с дальнейшим действием санкций необходимо работать в области импортозамещения. Эти меры нужно предпринимать не только в области PLM, но и в отношении сетевого и системного ПО. По мнению докладчика, на первом этапе необходимо ускоренное развитие подтвердившего свою коммерческую успешность отечественного ПО и замещение импортных продуктов. На втором этапе уделить внимание нише «тяжелых» отраслевых решений.

Более подробно вопросы импортозамещения были рассмотрены на круглом столе конференции.

Секция «Корпоративные информационные системы» была представлена сообщениями как представителей ведущих предприятий отрасли, так и представителей вендоров, предлагающих для судостроительной отрасли готовые решения.

Опытом продвижения ПО отечественной разработки поделился Михаил Анатольевич Гусев, заместитель генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы». Компания продвигает разработки на базе собственной программной платформы в кадровые системы ВПК. В кадровых системах особенно значимо ограничение ФЗ, которое начнет действовать с 1.1.2016г, прямо запрещающее использование зарубежных систем, кроме ПО с открытым кодом. Внедрение БОСС имеет как прямой, так и опосредованный экономический эффект. Ликвидируются риски отказа в сопровождении важных бизнес-приложений, риски штрафов из-за несвоевременной уплаты налогов и других обязательных платежей, оптимизируется численность персонала, совокупная стоимость необходимых ИТ и других платформ, улучшаются такие подсистемы, как безопасность и страхование персонала.

Концепция открытого проектирования была изложена Михаилом Яковлевичем Глускером, ОАО ЦМКБ «Алмаз». Эта концепция возникла из необходимости работать с множеством судостроительных заводов одновременно – проекты должны быть «открытыми», то есть понятны для различных субподрядчиков, их специфические технологии нужно вписывать в проекты. Требования противоречивы: решались как внутренние задачи ЦМКБ «Алмаз», так и внешние – единое информационное пространство с судостроителями. Для внешнего подключения к информационным ресурсам использовался портал, что позволило организовать эффективное сопровождение заказов.

Предметом деятельности  компании «Бизнес Технологии» на протяжении уже 14 лет является развитие автоматизированных систем управления производством в целом и судостроительным производством в частности. Об этом говорилось в докладе Натальи Евгеньевны Родченко: за эти годы была разработана и внедрена на ряде предприятий отрасли система GLOBAL, обеспечивающая автоматическое формирование ряда конструкторских документов и принятие решений по выделению материалов и ресурсов производства. Особый акцент был сделан на планировании изделий МСЧ.

Дмитрий Алексеевич Низовцев, заместитель технического директора компании «АСТ» описал отечественную платформу автоматизации «CITORUS». Были описаны аспекты работы с ПО, претендующего на роль ядра, пригодного для создания широкого спектра систем автоматизации. Описаны объекты данных, правила и особенности работы с ними, в частности многоязыковая поддержка, использовавшаяся на олимпиаде в Сочи.

В докладе Владимира Сергеевича Палагина, генерального директора ООО «Евразийский центр управления проектами» были рассмотрены общие инженерно-финансовые аспекты проектного подхода. Владимир Сергеевич использовал ряд зарубежных источников, в том числе международные стандарты в области системного инжиниринга, описывающих опыт реализации крупных и средних проектов. Особое  внимание уделено вопросам стоимостного анализа, кадровым вопросам, управлению персоналом. Развитые коммуникации и компетенции участников - ключ к успеху проекта в целом.

Одним  из наиболее актуальных направлений в рамках программы импортозамещения является использование отечественного программного обеспечения, разработанного с использованием технологии «открытого кода». Максим Александрович Соннов,  ЗАО «РДТеХ» в своем докладе рассказал о разработанной и успешно внедренной системе управления нормативно-справочной информацией (СУ НСИ), позволяющей работать, в том числе, и со сведениями, составляющими государственную тайну.

Об особенностях внедрения многопользовательской базы данных в АО «КБ «Аметист» рассказал Начальник сектора IT-технологий Юрий Михайлович Дементьев.

Перспективные технологии Siemens PLM в судостроении были изложены Александром Владимировичем  Худошиным. Невзирая на санкционные ограничения, корпорация Siemens ведет работу в отрасли и продвигает свои решения. Александр Худошин рассказал об уникальных возможностях ПО Siemens NX CAE, которые можно эффективно внедрять на участках строительства судов. Работа в проекте идет по принципу сверху-вниз. Уже на ранних стадиях проекта можно вести накопление данных в Teamcenter. Отдельные участки проекта управляются «независимыми управляемые компонентами 4GD» (4GD - четвертое поколение – новая технология Siemens).

 

В докладе Константина Игоревича Савчикова из ОАО ЦМКБ «Алмаз» продемонстрирован процесс проектирования рубки катера с использованием Siemens NX.

О весьма важном практическом опыте были сообщения от ОАО ПО «Севмаш» и ОАО СПО «Арктика».

Доклад Наталии Викторовны «Управление средствами технического оснащения» о  создании карт КД СТО на Севмаш. Этот вид документации позволяет изготавливать оснастку, а это 25%-30% всей трудоемкости работ. КД СТО хранится в информационной системе и к этим данным получают доступ все, кому эта информация необходима.

 

Сергей Иванович Кожемяченко, заместитель начальника ОАСПУ, ОАО «СПО «Арктика» рассказал об  опыте информационного взаимодействия с ПКБ и заводами-строителями.Был изложен практический опыт успешного информационного взаимодействия с КБ – проектантами и автоматизации электромонтажного предприятия. Обозначен ряд проблем:  трудности включения в договора пунктов о передаче из ПКБ транспортных массивов в согласованной структуре, отсутствие единого номенклатора продукции для различных КБ, нет единой унифицированной структуры приходящих файлов и регламента обмена данными, а также трудности с признанием БД равноправной бумажной РКД. Однако, СПО «Арктика» с этими проблемами успешно справляется и дает свои предложения в адрес АО ОСК.

 

Еще одно сообщение компании – отечественного разработчика ПО: «Омегасофтвер Рус» (Евгений Петрович Кукареко) – по сути, АСУ, работающей с производственными спецификациями, заказами, оборудованием и трудовыми ресурсами. Продемонстрированы документы, с которыми работает система.

Завершил работу секции КИС совместный доклад Т.Г. Белкина из ОАО «НИИ Вектор» и И.Т. Трохалина из АСКОН о вопросах информационной безопасности при создании АСУ ЖЦИ в НИИ. Сформулированная авторами концепция информационной безопасности небесспорна, хотя опирается она на практический опыт внедрения системы АСКОН в НИИ Вектор и на опыт взаимодействия с госзаказчиком.

 

На секции «Системы автоматизированного проектирования» традиционно были представлены сообщения о практике реализованных проектов в области проектных работ и технологической подготовки производства. Также были высказаны идеи для реализации в ближайшем будущем при организации работ в конструкторских бюро и на предприятиях отрасли.

 

Сергей Александрович Шатов из компании NVIDIA рассказал о технологии NVIDIA GRID, которая позволяет виртуализировать GPU с высокой плотностью и экономической эффективностью. На презентации было рассказано об особенностях работы технологии с различными гипервизорами (Citrix, VMware) и возможной плотности виртуализации графических рабочих мест с САПР, ГИС и т. п.

Андрей Юрьевич Слюняев, руководитель направления «Комплексные проекты» ООО «СИСВ», в докладе сообщил о решениях, нацеленных на повышение эффективности разработки сложных электронных изделий и систем, в частности, о главной задаче процесса разработки электронных систем – необходимости обеспечить междисциплинарное взаимодействие разработчиков этих частей изделия. Доклад содержал демонстрационное изделие с применением современного высокотехнологичного инженерного программного обеспечения и современной методологии разработки изделий как систем.

Александр Викторович Лачугин, ведущий специалист ООО «АВЕВА», выступил с блоком докладов о практике использования  системы AVEVA Marine в практике АО «ЦМКБ «Алмаз» для создания различных типов кораблей и судов, а также о возможностях системы AVEVA LFM, которая расширяет возможности системы AVEVA по работе с данными, созданными в результате лазерного сканирования.

Александр Евгеньевич Щеляев из ООО «ТЕСИС» рассказал об инструментах валидации и трансляции цифровой модели изделия при помощи программных комплексов 3DTransVidia и CompareVidia, предлагаемых российской компанией ТЕСИС.

Представитель компании InterCAD Игорь Шептунов (начальник отдела внедрения САПР в промышленных отраслях) выступил на конференции с докладом «Проблемы работы предприятий судостроения в условиях санкций». Текущая ситуация, обусловленная санкциями иностранных государств в отношении ряда российских компаний, необходимостью импортозамещения, ограничениями в комплектующих и системах IT и т.п., значительно влияет на существующую картину используемых программных и аппаратных средств. Это влияние одновременно и открывает возможности, и отсекает их.

Значительную часть доклада составила аналитическая оценка возможностей программного продукта Nanocad, представленная на основе использования его в реальных условиях в судостроении. Были отмечены как положительные стороны (например, высокая производительность, программный продукт достаточно хорошо работает с большими документами), так и то, что еще предстоит доработать. Также в докладе большое внимание уделялось программным продуктам производства компании «Интермех», использованию системы нормоконтроля Norma CS, а также облачным технологиям компании «Нанософт».  

Кроме этого, на конференции компаниями InterCAD совместно с CSD была представлена работа 3D-сканера Surphaser, который позволяет решать задачи обратного проектирования и метрологического контроля на судостроительном производстве. Большой интерес со стороны участников конференции вызвали образцы 3D-моделей из металла, пластика, а также полноцветные модели для решения задач макетирования.

Второй доклад от компании ТЕСИС был представлен Владимиром Васильевичем Шмелевым. В докладе были представлены инновационные технологии программного комплекса FlowVision НРС, основанного на конечно-объемном методе решения уравнений гидродинамики и использующего прямоугольную адаптивную сетку с локальным измельчением, применительно к задачам гидродинамики корпуса судна.

ООО «СМАРТМАРИН» в докладе Марины Викторовны Масловой и Александра Валерьевича Лакизо представило материал о применении системы FORAN на этапе эскизного проектирования. В докладе были рассмотрены ранние этапы проектирования как части единого процесса проектирования, демонстрация удобства использования единого 3D-инструмента на всех этапах проектирования и преимуществ такого подхода с технической, экономической и временной точек зрения (проект получается лучше, дешевле и быстрее). В докладе был дан обзор инструментов системы FORAN, используемых на этапах эскизного и технического проектов в настоящее время.

Традиционно прозвучали сообщения от АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор». Антон Георгиевич Баженов и Евгений Ноевич Карташев рассказали о построении технологии виртуализации аппаратного обеспечения серверных решений для современных вычислительных систем. Такой подход позволяет при внедрении новых услуг иметь возможность более быстро внедрять новые сервисы. Результатом работы является создание виртуальной платформы, в которой функционируют 23 сервиса.

В докладе об обеспечении процесса компьютерного моделирования при проектировании информационно-навигационных систем АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор» (Е.Н. Карташев) было рассмотрено построение кластерного аппаратного обеспечения серверных решений для современных вычислительных систем. В АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор» для создания подобной инфраструктуры используется многоцелевой вычислительный кластер с ускорителями физики, представляющий собой гибридные системы, состоящие из графических ускорителей (GPU) типа NVIDIA Tesla K20 с параллельными ядрами.

Процесс проектирования на этапе технического и рабочего проекта с использованием электронной инструкционной модели был изложен Алексеем Михайловичем Тютрюмовым из АО «ЦМКБ «Алмаз». В докладе были приведены примеры использования на реальном проекте с помощью САПР «Aveva Marine», произведен анализ использования традиционного метода проектирования и инструкционной модели.

В докладе Андрея Александровича Кузнецова из АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» и Андрея Юрьевича Зубакова из АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» было сообщено о применении системы Ритм-Судно, разработанной в АО ЦТСС и в настоящее время используемой более чем на 20 верфях отрасли для автоматизации технологической подготовки корпусообрабатывающего производства. В период западных санкций на программное обеспечение система предоставляет решения, вполне конкурентоспособные по сравнению с западными аналогами и значительно более дешевые. Большим преимуществом системы является недорогая техподдержка, учет пожеланий заказчика, учет особенностей российской технологии судостроения.

 

Также сообщение от АО «Центр технологии судостроения» (Николай Богданович Симонов) было посвящено разработке специализированного программного обеспечения по выпуску управляющих программ для оборудования термической резки корпусообрабатывающего производства верфи, который включен в состав автоматизированной системы Ритм-Судно. Разработанный программный комплекс для формирования управляющих программ для многофункциональной машины «Ритм-М ППлКП-12 3D» термической резки для контуровки полотнищ плоских секций в настоящее время находится в промышленной эксплуатации.

 

В завершение конференции был проведен круглый стол с общей дискуссией по вопросу об импортозамещении ПО в судостроительной отрасли. В качестве экспертов выступили Кирилл Викторович Симеон, директор департамента информационных технологий АО «ОСК» Игорь Петрович Серветник, главный конструктор - руководитель ГГК-ИТ, ОАО "ЦКБ МТ "Рубин", Александр Станиславович Петров коммерческий директор, «АСКОН-Интеграция».
На круглом столе были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

- Импортозамещение – это единовременный акт или длительный процесс?

- Разрабатывать с «нуля» или целевым образом повышать функциональный вес имеющихся продуктов?

- Как должны жить разрабатываемые продукты? Что с этапами жизненного цикла продуктов?

- Что с правами на разрабатываемые продукты?

Своим мнением по этому вопросу обменялись ведущие специалисты предприятий: АО «ОСК», ОАО "Центр судоремонта "Звёздочка", АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", " БИ ПИТРОН СП", АО «ЦМКБ «Алмаз» и другие участники конференции Моринтех-практик.

В целом конференция Моринтех-практик традиционно собрала аудиторию из более 200 специалистов ведущих предприятий отрасли.

 

 

Контакты организационного комитета:

Тел.: +7 (812) 935-3248

Тел./ Факс: + 7 (812) 644-0137

E-mail: practic@marinconf.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; info@marinconf.ru