ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ
16 июня 2016 года в Санкт-Петербурге на территории ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" состоялась XVII всероссийская научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК "Информационные технологии в судостроении-2016", собравшая более трехсот специалистов судостроительной промышленности и смежных отраслей, а также ведущих производителей специализированного ПО и оборудования.
Наиболее обсуждаемыми в этом году стали вопросы импортозамещения в области автоматизации судостроения.
Импортозамещение и практические вопросы автоматизации сейчас для судостроительной отрасли как никогда актуальны. «Сегодня всем очевидно, что без технологического реформирования и модернизации производственного процесса невозможно сохранять конкурентоспособность на мировом рынке, - подчеркнул в приветственном слове Альберт Рейх, директор по ИТ ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». - Поэтому техническое перевооружение предприятий ОСК – важнейший вопрос ближайшего десятилетия. Такое перевооружение невозможно без внедрения современных информационных систем. Комплексное применение ИТ-модулей, автоматизация процессов проектирования, подготовки производства и материально-технического обеспечения строительства и эксплуатации морской техники становятся приоритетной задачей и на государственном уровне, и на уровне отдельных производственных площадок».
Пленарную часть конференции открыл директор департамента проектного управления АО "ОСК" Леонид Викторович Кузнецов. В его докладе были изложены основные принципы развития проектного управления в АО "ОСК" и вопросы создания единой информационной среды на судостроительных предприятиях. «Единая информационная модель дает возможность избежать коллизий в ходе выполнения работ между предприятием-проектантом, контрагентами, заводом-строителем, эксплуатирующими и надзорными организациями, вне зависимости от уровня развития и требований к получаемой информации этих организаций».
Тема необходимости совершенствования информационных процессов предприятий звучала в выступлениях многих представителей КБ и заводов. Эта необходимость обусловлена потребностями как в сокращении времени на принятие проектных и управленческих решений, так и в оптимизации самих производственных процессов.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Зеленодольское ПКБ» Сергей Иванович Решетов подвел итоги технического перевооружения конструкторского бюро в 2011-2015 годах. В КБ был создан центр перспективных технологий, который включает программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования (ПАК ВП) и комплекс иммитационно-моделирующего стенда. ПАК ВП позволяет рассмотреть в 3D сложные инженерные конструкции и оперативно принять верное конструкторское решение еще на ранней стадии проектирования. Комплекс полностью введен в эксплуатацию в январе 2016 года.
Эксперты АО «ЦМКБ «Алмаз» рассказали о собственном опыте создания единого информационного пространства и проблемах, возникших при реализации этого проекта. Одной из наиболее существенных оказалось обеспечение информационной безопасности ЕИП. В ЦМКБ уверены, что построение ЕИП влечет за собой необходимость создания системы защиты информационных ресурсов на основе современных DLP-систем, обеспечивающих непрерывный мониторинг использования отчуждаемых носителей, контроль доступа к информационным ресурсам.
В компании «ЛМ Софт» также убеждены, что для целостного управления и информационной поддержки процессов создания и конструкторско-технологического сопровождения жизненного цикла образцов морской техники необходима интеграция разнородных систем в единое целое. Создание единого информационного пространства – задача непростая, в том числе потому что не все существующие на предприятиях системы достаточно современны в плане интегрируемости. Наиболее распространенным, по мнению представителей компании, в настоящее время является подход к интеграции гетерогенных ИС, при котором обмен информацией происходит с участием ESB (EnterpriseServiceBus, «сервисная шина предприятия»).
Одним из самых применяемых инструментов для решения задач по автоматизации в судостроении является PLM-система. Однако эксперты уверены, что даже здесь остается много проблем и «мертвых зон».
Представители компаний InterCAD и Бюро ESG рассказали, что, как показывает практика, реальное внедрение PLM чаще всего присутствует на начальных стадиях жизненного цикла изделий – в конструкторской деятельности и производстве. На последующих же стадиях жизненного цикла степень информационной поддержки процессов иногда крайне низка. То есть несмотря на объявления о крупных внедрениях PLM и PDM фактически речи о полноценном охвате всех процессов не идет, на практике эти сообщения зачастую оказываются лишь внедрением системы электронного архива и документооборота КД и ТД, TDM. Так что даже в этом, казалось бы, достаточно освоенном направлении автоматизации есть над чем работать.
Доклад компании SENER был посвящен опыту применения кораблестроительными верфями PLM-систем в качестве глобального решения для управления информацией на протяжении всего жизненного цикла корабля. Такой подход, как показывает практика, позволяет увеличить производительность, сократить сроки проектирования и изготовления, снизить затраты и улучшить качество всего процесса.
Эксперты SENER отметили, что под давлением возросших требований к снижению затрат и сроков поставки современных надводных кораблей и подводных лодок многие военные верфи корректируют свои процессы и инструменты для управления и обмена информацией между подразделениями предприятия. В большинстве случаев важной частью этого процесса является внедрение именно PLM-систем или более глубокое их использование для управления всей информацией, которая используется всеми подразделениями верфи.
Возросший интерес к полноценному использованию возможностей PLM привел к тому, что в последние годы кораблестроительные верфи повысили требования к интеграции CAD- и PLM-систем. Ведь именно специализированная CAD-система является критически важным приложением на верфи, поскольку позволяет улучшить качество проектирования, снизить затраты и сроки проектирования и обеспечить актуальной информацией большинство подразделений предприятия на этапах проектирования и строительства корабля. Среди наиболее значимых требований, по мнению экспертов SENER, – непрерывная синхронизация информации, находящейся под управлением CAD и PLM, и возможность создания важных стандартных компонентов и объектов модели корабля как в CAD-системе, так и в PLM в зависимости от этапа проектирования.
Серьезное обсуждение в рамках конференции вызвали вопросы импортозамещения в области ИТ. Константин Здирук, ведущий специалист технической дирекции АИУС ПП компании «РТСофт», отметил, что сегодня предприятия вынуждены искать решение серьезного противоречия. С одной стороны, выпускаемые изделия должны соответствовать зарубежным аналогам (а лучше – превосходить их), с другой – для получения на выходе паритетных функциональных характеристик изделия производители вынуждены использовать заимствованные программные и аппаратные компоненты. В результате возникают угрозы срыва производственных планов и невыполнения конечным изделием основных функциональных задач. Производителю продукции и пользователю нужны гарантии того, что изделие можно будет использовать по назначению на протяжении всего жизненного цикла. В связи с этим объективно неизбежен переходный и, возможно, весьма длительный период совместного функционирования в составе отечественных изделий как заимствованных, так и оригинальных, разработанных резидентами РФ компонентов.
Так что фактически процесс импортозамещения сводится к решению двуединой задачи - гарантированной нейтрализации угроз со стороны недоверенного программного обеспечения и его замещения доверенными средствами.
«Разрешение противоречия, по мнению докладчика, базируется на выделении доверенного слоя ПО, включении в него средств гарантированной изоляции данных и процессов от возможного вредоносного воздействия недоверенных компонентов и их последующего эволюционного замещения доверенными. Поэтому вместо терминов «программное обеспечение зарубежного и российского производства» предлагается использовать термины недоверенное и доверенное программное обеспечение».
Доверенное программное обеспечение предполагает наличие разработчика и правообладателя – резидентов Российской Федерации, представление полной номенклатуры программной и эксплуатационной документации по ГОСТ ЕСПД, контроль процессов разработки и сертификации уполномоченным государственным органом (ФСТЭК, Минобороны, ФСБ РФ).
В рамках конференции были представлены примеры отечественных решений. Так, представители компании «ИБС Экспертиза» рассказали о внедрении гиперконвергентной вычислительной платформы СКАЛА-Р в АО «ПСЗ «Янтарь». Опыт внедрения программных продуктов nanoCAD на судостроительном предприятии представили специалисты Бюро ESG и ПАО «Невское ПКБ».
По традиции на конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК был представлен ряд передовых программных продуктов, ориентированных на судостроительную отрасль. В частности, было представлено новое решение AVEVA Everything 3D, которое вместе с такими инструментами, как AVEVA Engineering и AVEVA Diagrams позволяет создать единую интеграционную среду, в которой данные, создаваемые на разных стадиях проектирования судна, будут взаимосвязаны. Такое решение дает исчерпывающее представление по проекту и полный контроль над проектными решениями и их изменениями. Everything 3D позиционируется как революционно новый виток развития системы трехмерного проектирования от компании AVEVA. На конференции впервые были продемонстрированы возможности работы решения с данными лазерного сканирования.
Специалисты компании NVIDIA рассказали о возможностях технологии аппаратной виртуализации графического процессора NVIDIA GRID, которая обеспечивает полноценную графику уровня рабочих станций на виртуальных рабочих столах (VDI). Технология доступна в трех версиях, которые позволяют гибко распределять ресурсы между пользователями: Virtual PC, Virtual Workstation и Virtual Workstation Extended. Благодаря NVIDIA GRID ИТ-менеджеры могут распределять необходимые объемы памяти и предоставлять индивидуально настроенные профили, соответствующие требованиям конкретного пользователя. Каждый виртуальный рабочий стол имеет дискретную графическую память, как и на настольном ПК, поэтому у него всегда есть необходимые ресурсы для запуска и работы приложений.
Siemens PLM Software представила новый подход к управлению составом изделия, реализованный в компонентно-ориентированной технологии 4GD на базе PLM-системы Teamcenter. Данная технология работает с плоским составом изделия в отличие от традиционного подхода, основанного на иерархическом представлении со многими уровнями вложенности. Каждый компонент системы несёт в себе всю информацию, которая полностью описывает его форму, расположение, атрибутивную информацию, применяемость и т.д. Базовой единицей состава изделия в технологии 4GD является конструктивный элемент - объект, представляющий геометрическую форму и содержащий всю информацию о позиционировании и входимости. Технология 4GD позволяет кардинально изменить методику ведения состава изделия и не требует отслеживания связи между разными формами составов. Также технология 4GD позволяет существенно повысить производительность работы PLM- и CAD-систем за счет применения плоской структуры – все процессы чтения и загрузки данных работают только с одним уровнем состава, что кардинально отличается по скорости работы от случая использования иерархического состава.
Компания Intergraph PP&M представила комплекс программных продуктов Smart Yard, разработанный как интегрированное решение в соответствии с требованиями рабочих процедур и регламентов типовой современной судостроительной верфи. Ключевая особенность решения Smart Yard состоит в том, что все примененные программные продукты и модули отлажены как единое интеграционное решение, управляющее информационными потоками по стадиям и фазам жизненного цикла объекта на верфи.
Всего в рамках секционных заседаний конференции участники прослушали порядка 30 докладов о применении и развитии систем автоматизированного проектирования на предприятиях судостроительной отрасли и интегрированных систем управления производством на базе отечественного и зарубежного ПО.
Завершил конференцию круглый стол на тему: "Интеграция систем управления предприятием судостроения. Требования и задачи на современном этапе к системам информационного сопровождения".
Организаторами конференции традиционно выступили ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и ООО "Информационный центр "Маринконф".
По материалам журнала «REM»
Контакты организационного комитета:
Тел.: +7 (812) 935-3248
Тел./ Факс: + 7 (812) 644-0137
E-mail: practic@marinconf.ru; info@marinconf.ru