PLM Форум 2011

Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка.

Общая информация

В рамках пятого Международного военно-морского салона 1июля 2011 года в Санкт-Петербурге состоялся  PLM-Форум «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка».
       Организаторами Форума выступили ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ФГУП «Судоэкспорт», ООО «Информационный центр «Маринконф».

       Открывая Форум, Президент ОАО «ОСК» Роман Викторович Троценко сказал: «Полноценное освоение PLM-технологий и всеобъемлющее применение их
возможностей является безусловным приоритетом Объединенной судостроительной корпорации, миссией которой определено предоставлять каждому заказчику лучшие технические решения при строительстве и проектировании морской техники за счет внедрения передовых технологий и повышения эффективности производства».

       В его докладе в рамках пленарного заседания Форума были сформулированы основные тезисы краткосрочной и долгосрочной стратегии ОСК в области информационного сопровождения изделий судостроения в проектах ОСК и определены основные принципы развития взаимоотношений с поставщиками комплектующего оборудования и Заказчиками в период проектирования, строительства и эксплуатации  сложных технических изделий.
       Уровень развития техники,  методов  обеспечения  производства конкурентоспособной морской  техники  в  настоящее  время широк  и разнообразен  как для применения  к различным  типам  кораблей,  так  и  по  уровню  «зрелости» уже  апробированных технических решений  и  технологий для удовлетворения  возрастающих  запросов заказчиков. Основные усилия специалистов  отрасли, как  отметил  Роман Викторович Троценко  должны  быть направлены  на  решение  практических  вопросов  использования  современных  технических  решений и комплексов  судовых систем, методов  их  производства  при  взаимодействии  участников  жизненного  цикла  морской  техники  в  системе  «ЦКБ  -  судостроительное/судоремонтное предприятие  - эксплуатирующая  организация -  Заказчик морской техники»
       В  этом  направлении от бывшего министерства судостроительной  промышленности   осталось  наследие,  которое  не работает  в  новых экономических  условиях.  Отсутствует  механизм заинтересованности и привлечения заказчика как отечественного, так и зарубежного для производства  и  эксплуатации морской техники с  высокими  потребительскими свойствами. Для его  создания необходима мобилизация  специалистов отрасли, способных ставить  и  решать  задачи  создания  и сервисного  обслуживания  судовых  систем  и  комплексов  на период эксплуатации корабля продолжительностью более  тридцати лет. 
       Для России создание технически сложных систем морской техники является одной из ниш,  конкурентоспособной с  мировым  рынком судостроительной  продукции.
       Эта тема  была продолжена в докладе Президента группы компаний «Транзас» Лебедева Н.Ю. 

На примере организационно-технического развития компании «Транзас» докладчик раскрыл базовые преимущества технологий информационной интеграции как в рамках компании так и в широкой кооперации на национальном и международном уровнях.
     

  В пленарной части прозвучало приветствие Члена Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Поспелова В.Я.      
 Рабочие заседания Форума были организованы на площадках двух секций: «А»: «Интеграция жизненного цикла  изделий PLC (Product Lifecycle Collaboration) и «Б»: «Технологии PLM, применяемые в российском кораблестроении», на которых были освещены вопросы практического опыта российских предприятий по развитию информационных технологий в целях обеспечения информационной поддержки изделий на всех этапах жизненного цикла, вопросы каталогизации предметов снабжения, новейшие решения в области ПО от ведущих поставщиков для решения задач судостроительной отрасли.
       В ходе работы секции “A” Интеграция жизненного цикла изделий PLC (ProductLifeCycleCollaboration) обсуждались возможности информационных технологий для выполнения задачи повышения эффективности взаимодействия предприятий и организаций, объединенных общими корпоративными интересами для производства и поддержки поставленных продуктов судостроения в течение жизненного цикла.
       Основная задача формирования ОСК - концентрация ресурсов судостроительной отрасли для выполнения задач кораблестроения (выполнение Гособоронзаказа), обеспечения эффективности программы военно-технического сотрудничества, выполнение ФЦП по развитию гражданской морской техники.
       Анализ практики применения на корпоративном уровне PLC показывает, что крупные международные компании все чаще берут на вооружение укрепление горизонтальных функциональных связей своих предприятий с тем, чтобы повысить эффективность разработки, производства и качество послепродажного обслуживания (ППО), развития инноваций, уменьшение стоимости и увеличения прибыли Корпораций..
       Этот подход внедряется в различных формах сотрудничества предприятий Корпораций в течение ЖЦ основных изделий. Кроме того, в связи с развитием технологических и коммерческих составляющих ППО техники судостроения в условиях глобализации мировой экономики, сфера ППО переживает в настоящий момент значительные перемены. В связи с большими сроками эксплуатации кораблей ППО является таким же важным рынком в коммерческом отношении, как и производство, что вызывает повышенный интерес к этой сфере со стороны производителей.
       Важным направлением работ ОСК по эффективному выполнению этапа поддержки кораблей проекта Мистраль, которые будут поставляться в рамках этого проекта, является адаптация основного набора нормативных документов НАТО по ППО, включая международные стандарты в сфере интегрированной логистической поддержки (ИЛП). На настоящий момент  основными стандартами в сфере ИЛП являются стандарты ASDS1000D (подготовка интерактивной электронной документации) и ASDS2000M (стандартизация системы МТО). После принятия международного стандарта ISO 10303-239, НАТО постепенно перешло от британского стандарта DEF-STAN 00-60 на новый стандарт TLSS (Through-lifeSupportStandard), гармонизированный с ISO 10303-239. Наряду с этим проводится разработка и внедрение отраслевых стандартов в сфере ИЛП (ASDS3000L, ASDS4000L, ASD 5000F и 6000T), что потребует поддержания  комплексной  системы стандартизации ИЛП.
       В этой связи перед ОСК стоит два вида задач – с одной стороны реализация функционала ИЛП (АЛП, подготовка ИЭТР, функционал электронной коммерции с оптимизацией процедур МТО). С другой стороны – эффективная реализация функционала ППО (планирование и управления ТОиР и управления цепочками поставок).
       В докладе заместителя генерального директора ЗАО “Транзас Экспресс”ЯнкевичА.А. 

“Организация ИЛП на базе опыта создания ГК “ТРАНЗАС” интегрированных бортовых и береговых систем” были  рассмотрены вопросы создания Комплекса интегрированной информационной поддержки принятия решений (КИИПР) в целях расчета прогноза уровня эффективности функционирования корабля, как единого целого, так и его составных частей в процессе эксплуатации на основе оценки параметров технических средств, входящих в состав оборудования корабля. Рассмотрен вопрос создания единого информационного пространства между бортовыми и береговыми системами, внедрения технологий информационной поддержки изделий судостроения (ИПИ – технологий) и интеграции информационного пространства между предприятиями ОСК с применением информационной системы “Кассиопея”.

В выступлении генерального директора Siemens PLM Software Виктора Беспалова был дан обзор решений сложных задач современной судостроительной промышленности и требований к новому качеству продукции в 21 веке, приведены примеры внедрений  как ведущего мирового поставщика ПО и услуг для управления жизненным циклом изделия
       В докладе Ведущего специалиста по системе SmartMarine 3 D И. Юричича “Работа с данными на разных этапах жизненного цикла изделий судостроения с использованием SMartMarine 3DIntegraph” рассматривались принципы технологии SmartPlanEnterprise (SPE), которая обеспечивает структуризацию и интеграцию разнородных инженерных данных в единое информационное пространство предприятия, что важно на всех стадиях управления жизненным циклом изделий судостроения в полном соответствии с международными стандартами ISO 15926 и 10303. Привлекательным является применение технологии SPE для сквозной интеграции всех стадий жизненного цикла корабля. Технология применялась при проектировании и постройки кораблей проекта “Мистраль”.
       Технический директор ЗАО “Си Проект” Соловьев М.А. выступил на тему: “Использование информационных технологий при организации ИЛП продукции судостроения на этапе эксплуатации”.
       В докладе были рассмотрены вопросы построения систем ППО, которые опираются на технологии ИЛП. ЗАО “Си Проект” имеет большой опыт в области создания программного обеспечения, обеспечивающего решение задач ИЛП на различных стадиях ЖЦ изделий судостроения. Рассмотрены две линейки программных продуктов: Seamatica и Seascape, которые эффективно выполняют функции поддержки ППО и могут быть применены при выполнении задач ППО кораблей проекта “Мистраль”.
       Вопросы каталогизации судового оборудования как основы информационной поддержки ЖЦ продукции” рассмотрены в докладах  НИИ Лот ФГУП “ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова” начальника отдела Швеца Л.К.,; заместителя директора ФГУ “Федеральный центр каталогизации” Тарасова АП.; заместителя директора Центра сервисного и гарантийного обслуживания ОАО “Концерн  НПО  ”Аврора” Рожкова В.И.
       В докладах рассмотрены результаты работ по каталогизации продукции судостроения на базе Федеральной системы каталогизации и адаптации с системой каталогизации НАТО. Анализ вопросов, рассмотренных в докладах и в ходе дискуссий на секции показал необходимость дополнительного рассмотрения этого вопроса в рамках ОСК и в применении к работам по ППО кораблей проекта “Мистраль”
    

 
       Модератор секции «А» Интеграция жизненного цикла изделий – PLC (ProductLifeCycleCollaboration)  Липский Эрнст Александрович,
       Менеджер компании ТРАНЗАС.
       Член-корреспондент Академии проблем качества РФ и международного общества инженеров логистики - SOLE (SocietyLogisticsEnginеering),.
       В период 1978-2006г.г. работал в сфере военно-технического сотрудничества в Госкомитете по внешним экономическим связям, Компании "Росвооружение" и ФГУП "Рособоронэкспорт". Занимался вопросами применения информационных технологий, интегрированного логистического обеспечения и каталогизации продукции военного назначения.
       Участвовал в подготовке ряда международных проектов, решая вопросы интегрированной логистической поддержки и каталогизации для изделий в области кораблестроения и авиационной техники, реализации требований иностранных заказчиков по анализу стоимости жизненного цикла продукции военного назначения, электронного обмена данными, анализа логистической поддержки, формирования электронных иллюстрированных каталогов, электронной документации. Участвовал в подготовке нормативно-технических документов по обеспечению элементов логистической поддержки вооружения и военной техники, поставляемой на экспорт.
       Принимал участие в подготовке международного соглашения с Советом национальных директоров по каталогизации НАТО, принятию Российской Федерацией принципов системы каталогизации НАТО.
       С 2001 года в течение 5 лет принимал участие в рабочей группе НАТО АС/327 ?Управление жизненным циклом продукции военного назначения”.
       На   секции "Б" были рассмотрены  практические  результаты  деятельности  проектных,  промышленных предприятий 
а также ведущих предприятий-поставщиков специализированного ПО и технологии по внедрению и развитию задач информационной поддержки изделий судостроения на всем жизненном цикле..
Это  принципиальные  вопросы  изменения процессов  проектирования  судовых  систем  и комплексов  для  исполнения  требований заказчиков  морской техники. 
Лидеры отрасли в этом направлении: ОАО  ЦКБ МТ  «Рубин» ,   ОАО  «ЦМКБ  «Алмаз», представители  проектных  организаций: ОАО  «ЦКБ  «Коралл» ,  ОАО «Невское  ПКБ»  подробно  изложили  свои  достижения  в области  освоения  процессов разработки  рабочей  и эксплуатационной   документации  на  своих  предприятиях.  Не  остались «в  долгу»  и  представители  промышленных  предприятий: ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО  «Северная  верфь»  которые  изложили  своё  виденье  по  направлениям  развития  PLM -  технологий  и необходимости   централизованной  координации разработки  и реализации  технической  политики  на  промышленных  предприятиях  отрасли  по  эффективному  использования  информационных  технологий  в  промышленных  условиях.
    Представители  компаний   по  разработке  программного обеспечения   ООО  «AVEVA» , корпорации  ORACLE  представили новые  технические  решения для  использования  в  процессах  проектирования и управлении  информационными  ресурсами  судостроительных  предприятий.
В качестве представителей отраслевой науки заслуживает внимания  выступление  представителя ОАО  «ЦНИИ  Курс»  по  созданию  и  последующему использованию  суперкомпьютера  на  базе института для  нужд  отрасли. Оно вселило  уверенность,  что  в  ближайшем  будущем  отраслевая  наука  поведет  за собой  на  базе  прогрессивных технологий  проектные,  судостроительные,  судоремонтные  предприятия отрасли.
       Доклады сопровождались конструктивной дискуссией участников.
      

Модератор секции «Б» Богданов Александр Евгеньевич
       Начальник отдела автоматизированных  систем  проектирования управления ОАО «Адмиралтейские верфи».
        Под его непосредственным руководством за последнее время обеспечено  проектирование, разработка и промышленное внедрение автоматизированной системы  управления  судостроительным  производством «Адмирал» на  базе  широкого  применения  информационных  технологий, технических  средств вычислительной техники и коммуникаций.
       По  итогам работы в 2002-2003 годах,  разработанная  специалистами ОАСПУ система строительства и поддержки  постгарантийного  обслуживания судовой  продукции  для  иностранного заказчика при участии специалистов  1 ЦНИИ МО РФ и ЦКБ «МТ «Рубин» удостоена  Первой  национальной  премии КВТС  РФ «Золотая идея».
       В работе Форума приняли участие более 200 специалистов от дочерних обществ ОСК, предприятий судостроения и поставщиков оборудования и комплектующих изделий, ведущих вендоров.