Итоги форума
5 июля в рамках VI Международного военно-морского Салона МВМС-2013 состоялся PLM-ФОРУМ-2013 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка».
В работе форума приняли участие более 250 специалистов отраслевых научно – исследовательских, проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий, специализированных компаний, представителей ВМФ РФ.
Основными задачами PLM – ФОРУМА стали:
- Отражение достигнутого потенциала научно-технических разработок предприятий и специализированных фирм судостроительного комплекса при создании военно-морской техники на её полном жизненном цикле.
- Демонстрация технических решений, уже применимых для военно–морской техники РФ в рамках требований Президента РФ В.В.Путина (Указ от 07.05.12 за № 603), а также Заместителя Правительства РФ Д.О. Рогозина на совещаниях по развитию отечественного судостроения от мая с.г.
Работа форума велась в формате пленарного заседания и по двум основным секциям: «Интеграция жизненного цикла изделий PLC (Product Lifecycle Collaboration)» и «Технологии PLM, применяемые в российском кораблестроении».
По общему мнению специалистов отрасли, присутствовавших на форуме, стратегия развития технической политики послепродажного обслуживания предприятиями ОАО «ОСК» должна предусматривать совершенствование моделей корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами в разрезе классов военно-морской техники с учетом её специфики создания и технического обслуживания.
При столь масштабных задачах, стоящих перед отраслью по созданию новых образцов военно-морской техники до 2030 года, реализация всех программ развития военно-морской техники и её послепродажного обслуживания только за счет федерального бюджета невозможна. Это касается и гособоронзаказа. Следует расширять возможность государственно-частного партнерства (ГЧП), заложив в нее привлекательные для бизнеса положения.
Открывая форум, постоянный член Военно-промышленной комиссии при
Правительстве Российской Федерации В.Я. Поспелов в докладе «Растущая роль производителей на постпроизводственной стадии жизненного цикла изделий судостроения (послепродажное обслуживание ППО)» подчеркнул актуальность вопросов контрактации жизненного цикла изделий и возрастающую роль государственно-частного партнерства на постпроизводственной стадии жизненного цикла сложных технических изделий. В целом эта задача должна быть отражена в новых условиях долгосрочных контрактов и увязана с новой государственной программой вооружения и государственной программой «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», что позволит обеспечить развернутую систему поддержки и сопровождения современной конкурентоспособной продукции гражданского и военного судостроения.
Эти задачи были отражены и в докладе председателя секции по судостроению Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, генерального директора ОАО ЦНИИ «Курс» Л.М. Клячко:
«Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года. Приоритетные проекты конкурентоспособной высокоэкономичной морской техники, с учетом развития требований поддержки жизненного цикла изделий».
Докладчики, в рамках принятых Федеральных законов по развитию ОПК РФ, сообщили о проводимых Правительством РФ изменениях в системе менеджмента судостроительного комплекса, обеспечивающей развитие программы непрерывного технического обслуживание военно-морской техники на постпропроизводственной стадии жизненного цикла морской техники и перераспределения функций между заводом – строителем и военными ведомствами на ближайшую перспективу.
В докладе «Интегрированная логистическая поддержка в контрактных и тендерных требованиях заказчика судостроительной продукции военного назначения: анализ требований и пути их реализации», который сделал Третьяков О.В., начальник центра кораблестроения и эксплуатации НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ МО РФ ВМА им. адмирала Н.Г. Кузнецова, было отражено понимание этих задач со стороны Заказчика.
В докладе советника генерального директора ФГУП «Крыловский государственный центр» Л.В. Кузнецова, было сообщено, что решением Минпромторга РФ
Крыловский центр определен как головная организация по разработке системы управления жизненным циклом изделий судостроения. Особо была отмечена роль системы стандартов и нормативно-технического обеспечения жизненного цикла изделий (ЖЦИ). Система стандартов ЖЦИ будет апробироваться на пилотных проектах, выбранных промышленностью.
В выступлениях представителей судостроительной промышленности и специализированных фирм были предложены способы реализации этих задач на базе уже готовых и разрабатываемых технических решений.
Это доклад заместителя генерального директора компании «ГЕТНЕТ Консалтинг», А.В. Краснова: «Система управления полным жизненным циклом морской техники»; заместителя главного инженера ОАО «Адмиралтейские верфи» Емельченко Г.А.: «Опыт ОАО «Адмиралтейские верфи» по применению современных технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции судостроения», и доклад генерального директора ООО «ПиТиСи Интэрнэшнл» (РТС Россия и СНГ) Чернобыля Г.Г. - «Отечественное судостроение. Основные сложности взаимодействия проектанта с заводом-строителем и пути их решений. Обзор решения для верфи – «Цифровая верфь».
На секции «Интеграция жизненного цикла изделий морской техники» активное участие в обсуждении технических вопросов и организации бизнес-процессов управления жизненным циклом приняли как традиционные представители поставщиков программного обеспечения: ООО «АВЕВА», ООО «ГЕТНЕТ Консалтинг», Бюро ESG, компания Intergraph Russia, ЗАО «Транзас Экспресс», компания Аскон-Интеграция, которые существенно продвинулись за последние два года в области практического применения и использования предлагаемых технологий в проектных и промышленных предприятиях судостроительного комплекса, так и новые участники процессов при создании и техническом сопровождении военно-морской техники, в т.ч. при организации систем управления класса ERP–систем, такие как компания IBS, и систем управления проектами - ЗАО «ПМСОФТ». В своих сообщениях докладчики не только раскрывали проблемы, которые часто встречаются на предприятиях отрасли, но и убедительно показывали пути их решения в зависимости от типа производственного комплекса.
Большой интерес вызвал доклад по вопросам реализации управления жизненным циклом морских нефтегазовых сооружений в среде SmartMarine Enterprise компании Intergraph,
которая имеет тридцатилетний опыт разработки и внедрения информационных технологий в индустриальном секторе на российском и международном рынках.
Подход компании ООО “АВЕВА“ к решению задач PDM/PLM технологий показывает возможности поэтапного подхода к переходу на применение современных технологий. Построение цифровой верфи на базе системы Лоцман:PLM при выполнении оборонзаказа на предприятиях ОПК в докладе Петрова А.С. вызвал неоднозначную реакцию, что показывает необходимость практического решения этих задач при интеграции жизненного цикла кораблестроительных проектов.
Всегда вызывает интерес у аудитории вопросы интеграции САПР FORAN с PLM системами
Windchill и Teamcenter, которые получили широкое распространение в судостроении РФ.
На секции «Технологии PLM, применяемые в российском кораблестроении» развернулась активная дискуссия по методам использования программно-аппаратных решений по управлению жизненным циклом военно-морской техники. Всеобщее внимание привлекло сообщение представителя фирмы Dell о возможностях предлагаемых инновационных решений для построения эффективной инфраструктуры предприятий судостроительного комплекса, о которых профессионалы в области вычислительной техники не могли и предполагать три-четыре года назад. Все доклады носили ярко выраженную направленность на внедрение процессов управления жизненным циклом изделий морской техники (доклады ООО «Ирисофт», ОАО ЦКБ «Алмаз», ОАО «Концерн «Электроприбор», ЗАО «Си Проект»).
Но все же, основной обсуждаемой темой секции была тема перехода на процессно-ориентированное управление жизненным циклом военно-морской техники и её компонентов в системе «ЦКБ – судостроительный / судоремонтный завод – обслуживающая организация - Заказчик». Эти проблемы «всплывали» при каждом сообщении, как при обсуждении технологии суперкомпьютерного моделирования наукоёмкой продукции (доклад «ЦНИИ «Буревестник»), так и при обсуждении программно–аппаратных решений управления жизненным циклом корабля в докладе ОАО «Северное ПКБ».
Конечным результатом обсуждения на форуме явилась активная дискуссия о выполнении поставленных задач по повышению эффективности использования военно-морской техники, которая достигается за счет применения прогрессивных технологий её создания и технического обслуживания.
По общему мнению, форум как «площадка для обсуждения» состоялся, в чем следует выразить благодарность его организаторам и пожелать успешного проведения в 2015 году.
Координаты организационного комитета:
Тел./ Факс: + 7 (812) 355-1184
Тел.: +7 (812) 935-3248
E-mail: plm@marinconf.ru; info@marinconf.ru